Дизельное топливо или солярка – нефтепродукт, получаемый при перегонке нефти. Конкретная марка солярки получается компаундированием (смешиванием в определенных пропорциях) прямогонных и гидроочищенных фракций нефти с известным составом. Чаще всего смешивают прямогонное дизельное топливо (газойль прямой или первичной перегонки) и легкий газойль каталитического крекинга. Переработка нефти согласно ГОСТ может дать дизельное топливо трех марок:
1) Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше;
2) 3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);
3) А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
| Наименование показателя | Норма для марки | ||
| Л | З | А | |
| Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 |
| Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 | ||
| 50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 |
| 96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше | 360 | 340 | 330 |
| Температура засты- вания, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта | ||
| умеренной | -10 | -35 | - |
| холодной | - | -45 | 55 |
| Температура помут- нения, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 5066 (второй метод) | ||
| умеренной | -5 | -25 | - |
| холодной | - | -35 | - |
| Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | По ГОСТ 6356 | ||
| для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 40 | 35 |
| для дизелей общего назначения | 40 | 35 | 30 |
| Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | По ГОСТ 19121 | ||
| вида I | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
| вида II | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
| Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
| Содержание сероводорода | Отсутствие | ||
| Испытание на медной пластинке | Выдерживает | ||
| Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | ||
| Концентрация факти- ческих смол, мг на 100 см3 топлива, не более | 40 | 30 | 30 |
| Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 |
| Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 |
| Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
| Коэффициент фильтруемости, не боле | 3 | 3 | 3 |
| Содержание механических примесей | Отсутствие | ||
| Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 860 | 840 | 830 |
| Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | -5 | - | - |